Качество услуг ЖКХ — вновь главная проблема россиян

13.02.2017

Холодные батареи, ржавая вода из крана и мигающий свет — основные проблемы качества жилищно-коммунальных услуг, на которые жалуются россияне. По итогам рейтинга Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, в 2016 году проблемы с плохим качеством услуг вышли у жильцов на первый план, обогнав даже непрозрачность при начислении платежей.

Рейтинг наиболее волнующих потребителей проблем 2016 года подготовили эксперты НП "ЖКХ Контроль" на основе жалоб и обращений в региональные центры организации.

На неудовлетворительное или откровенно плохое качество услуг жаловался почти каждый четвертый потребитель (22 процента обратившихся за помощью). По словам авторов рейтинга,"пик" данных обращений пришелся на первый и четвертый квартал и  в основном был связан с вопросами отопления. Этому в немалой степени способствовала ранняя холодная зима: температура воздуха в жилых помещениях была либо слишком высокая, либо слишком низкая, ввиду переизбытка и, напротив, задержки подачи отопления. Претензии вызывала и слишком низкая температура горячей воды в кранах. Эти проблемы, впрочем, как и мигающий свет с ржавой водой, согласно ответам реципиентов, решались довольно быстро.

Количество крупных аварий, согласно данным рейтинга, не превысило привычных показателей. Серьезных нарушений, связанных с подготовкой и прохождением осенне-зимнего отопительного периода в регионах, эксперты не обнаружили.

Также отмечено, что впервые за три года существования рейтинга вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги перестали быть самыми часто задаваемыми, и ушли на второе место. Речь идет о непрозрачности при составлении квитанций и перерасчётах. Если по итогам 2015 года это волновало почти 24 процента, то сейчас только 17 процентов.

"Мы связываем этот факт с введением в России среднесрочного планирования при формировании тарифов, — отмечает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. — А также с тем, что в прошлом году ограничения, установленные для роста коммунальных платежей правительством, были ниже уровня инфляции". 

Стоит отметить, что существенную часть составляли жалобы на слишком высокие цифры в графе "обслуживание общедомового имущества". Но в связи с тем, что с января этот тариф зафиксировали в зависимости от различных типов домов и включили в состав платы за "содержание и текущий ремонт дома", эксперты прогнозируют, что россияне начнут платить меньше и по итогам года значимость этой проблемы снизится.

На третьем месте в рейтинге проблем ЖКХ — работа управдомов, в том числе выборы и перевыборы управляющих компаний, проведение общих собраний и так далее. Но если год назад эта тема волновала 18 процентов россиян, то сейчас только 13. После введения лицензирования управляющих компаний прошло достаточно времени, чтобы ситуация стабилизировалась: недобросовестные компании с рынка ушли (в 2016 году было отозвано еще 203 лицензии, в том числе и по решению суда), самые честные остались.

При этом количество обращений по поводу состояния многоквартирного дома выросло — четвертое место в рейтинге (почти 12 процентов обратившихся). Это может быть связано не только с работой управляющих организаций, но и с другими факторами, например, капитальным ремонтом.

Вопросы о капремонте, кстати, заняли пятую строчку. Тема потеряла свою остроту, и на эти проблемы жаловались лишь 10,5 процента россиян. А скоро их будет еще меньше, так как жители смогут более внимательно следить за капремонтом — минстрой рекомендовал региональным операторам в режиме реального времени вести фото- и видеосъемку работ в доме, которую сможет посмотреть любой жилец. Это касается как видимых работ — таких, как ремонт фасада, так и скрытых, выполнение которых вызывает у собственников больше всего вопросов. Жители, например, смогут узнать, заменили ли строители стропила на чердаке.

Далее в рейтинге волнующих вопросов ЖКХ идут плохое благоустройство дворов, проблемы с установкой счетчиков, аварийное и ветхое жилье.


 

Смотреть ленту полностью